Психология ребенка

Почему дети становятся изгоями

Итак, сегодня наша тема - почему дети становятся изгоями

Итак, сегодня наша тема — почему дети становятся изгоями или отвергнутый ребенок. Дети в силу ориентационного инстинкта (проще говоря, природного любопытства) интересуются всем новым. Ага, появился во дворе (в группе) новый человечек. Кто он? Какой?

В это самое время вступает в силу столь же естественно-оборонительный инстинкт, который помогает ребенку осторожно относиться ко всему неизвестному, а заодно и выбирать друзей, с которыми будет легко общаться и играть по общим правилам. «Свой — чужой» малыши считывают по внешним проявлениям — по тому, как ровесник одет, какие у него игрушки, как он улыбается, смеется и т. д. Если все эти проявления несколько озадачили ребятню, они начнут проверять новенького по веками отработанной «модели» — дразнить. Может ответить — свой, плачет или бежит ябедничать — чужой.

С «чужим» труднее, потому что он не согласится с правилами и будет портить игру. С таким не захотят о чем-то договариваться — гораздо легче его просто прогнать. И все же нередко нам, взрослым, трудно понять, почему кто-то из деток оказался не у дел…

Кто виноват?

Причина первая

С ребенком не играют, потому что он неприятен им внешне (некрасив, грязен, плохо одет, не вытирает нос, имеет какие-то дефекты — крупные родимые пятна, косоглазие и т. д.). Бывает и так, что малыши задирают ребенка, потому что он просто на них не похож — рыжий, выше или ниже всех остальных, толстячок или, наоборот, очень худенький.

Правда, зачастую неприязнь к такому ребенку может возникнуть «благодаря» привычному убеждению, с которым знакомы практически все малыши: хорошие дети — красивые и аккуратные. Иногда об особенности ребенка в негативной тональности может высказаться кто-то из взрослых (к примеру, «Ну, этот рыжий мальчик», «У этой девочки родинка некрасивая…» и т. д.), а дети считают эту оценку очень значимой и решают отдалиться от необычного малыша.

Причина вторая

Дети, выросшие среди взрослых и проводящие среди них большую часть времени, не могут найти со сверстниками общий язык. Их «взрослая» речь, которая так умиляет родителей, — с большим запасом слов, сложными оборотами — часто вызывает в кругу детей напряжение. И потом, такие маленькие Цицероны попросту не умеют играть в обычные детские игры. Родители «вундеркинда» решают, что ему нет смысла тратить время на глупые дворовые догонялки или прятки — лучше посидеть дома за книжкой.

К примеру, случай из жизни. Четверо малышей из детсадовской группы решают, во что им поиграть.
— Играем в ловы! — предложил один.
— Нет, лучше в прятки! — прокричал второй.
— А может, в казаки-разбойники? — внес предложение третий непоседа.
— А давайте будем рассказывать друг другу древнегреческие мифы… — выдал четвертый (к слову, единственный сынишка преподавателей вуза).

Трое озорников побежали догонять друг друга, а маленькому знатоку древней истории пришлось сидеть одному в песочнице…

Причина третья

Излишняя стеснительность обычно мешает деткам сделать первый шаг и познакомиться, начать играть, проявляя себя и свои способности. Застенчивые дети чаще всего воспитываются в семьях, где родители реализуются исключительно в ребенке и подсознательно «привязывают» его к себе. Так и получается, что с мамой все просто и абсолютно безопасно, а чтобы играть со сверстниками, нужно быть всегда начеку, уметь уступать, подчиняться общим правилам. А это непросто…

Вот малыш и прячется за спину взрослого, чтобы оценить ситуацию, изучить обстановку, а потом уж действовать по обстоятельствам. Иногда такое изучение затягивается и становится основным занятием — в игру кроха так и не решается вступить. И не потому что НЕ ХОЧЕТ, а в силу того что НЕ МОЖЕТ быть раскованным, общительным и т. д. Просить его об этом бесполезно.

Причина четвертая

Ребенок, которого слишком и наглядно опекают (например, малыш всегда гуляет за руку с бабушкой, которая следит, чтобы ее подопечный не измазался, не бегал, не вспотел), может оказаться мишенью для насмешек ровесников. Да и потом, с таким товарищем просто страшно играть. А вдруг он упадет и испачкается — тогда может влететь от его бабушки…

Причина пятая

Статус непопулярного ребенок может обрести и в кругу взрослых, например, воспитателей детского сада. Понятное дело, что они будут присматривать за малышом, водить его на занятия в танцкласс и учить рисовать, но делать-это так, между прочим, а иногда и озвучивая свое к ребенку пренебрежительное отношение. Зачастую почву непопулярности малыша удобряют сами же родители своим личным к нему отношением.

Ребенка регулярно забирают из детского сада последним, при этом перед крохой не извиняются, а с усталым видом требуют быстро одеться и шагать домой, или мама с папой постоянно ругают малыша за малейшие промахи, причем публично. Если ребенок приходит в детский сад в замызганных вещах, у него никогда нет носового платка — отношение к нему также может портиться.

Причина в том, что невнимание самых близких людей порождает равнодушие и у всех остальных, поэтому нередко, чувствуя беспомощность малыша, педагоги то и дело позволяют себе по отношению к нему откровенное хамство.

Преодолеем преграды

Как это сделать? Однозначного рецепта приготовления «детской общительности» не существует. Однако общие рекомендации, проверенные опытом мам и пап, существуют.

Итак, самый главный рецепт успеха — дать ребенку возможность пережить положительный опыт. Создать такие ситуации, в которых малыш будет на первом плане, почувствует свою успешность и «похожесть», а далее — поймет, как нужно строить отношения, чтобы тебя принимали.

  • Придумайте какую-то игру, где ваш малыш будет выделяться, и пригласите деток поиграть с ним вместе. При этом важно не вмешиваться в уже развернувшуюся игру, где ваш ребенок не пришелся ко двору, а именно организовать новую — требующую соблюдения четких правил, уже знакомых вашему малышу. Кроха прекрасно рисует? Дайте ему возможность проявить это: дома организуйте выставку, а на улице снабдите мелками, и вскоре вся компания будет зачарованно следить за его занятием и просить разрешения «чуть-чуть порисовать» (вспомните Тома Сойера с его забором!). А может, вы с ним вместе склеили бумажного змея? В крайнем случае можно вынести на улицу игрушки или конструктор — только придется следить, чтобы их не отнимали.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Даже мысленно, про себя. Он все равно почувствует, что не соответствует нарисованному «образцу». Оставайтесь в любых ситуациях, связанных с ребенком, спокойными, доброжелательными и невозмутимыми. В не совсем привычной для малыша обстановке дайте ему осмотреться, привыкнуть, не критикуйте его поведение, не оценивайте и не обсуждайте его поступки «во время» действий. И не нужно постоянно оправдываться за чадо, мол, стеснительные мы…

Вот представьте, застенчивый ребенок, которому очень хочется поиграть, должен немного подготовиться к знакомству с детками. Мама переживает, что ее малыш ведет себя иначе, чем все остальные дети, и буквально вталкивает его в компанию. А когда кроха делает шаг назад или начинает плакать, оправдывается: «Ой. он у меня такой стеснительный…».

Как будто на больную мозоль наступает… Простор для вашей фантазии и творчества открыт. Главное — не оставляйте маленького человека наедине с его большими проблемами… И ваш кроха обязательно научится любить себя и по-настоящему дружить с другими.

456

Знает ли вы, что…

Научное имя птицы кукабары (гигантского зимородка) – Dacelo, это анаграмма Alcedo — научного названия зимородков.

Очевидные вещи

Почему звёзды мерцают?

Это происходит потому, что их свет, проходя через атмосферу, переходит через слои с разной плотностью. Преломление при этом получается разное, причем слои воздуха постоянно перемещаются относительно друг друга.

Когда свет от звезды переходит из слоя с меньшей плотностью в слой с большей плотностью, он начинает мерцать.

ВИКТОРИНЫ И ТЕСТЫ
Эти вопросы проверят ваши общие знания. Как вы думаете, на сколько вопросов вы сможете правильно ответить? Проверьте себя!
Теперь вы можете скачать приложение для смартфона и разгадывать тесты и викторины прямо с телефона!
Скачать apk-файл для Android